Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 17.09.2024, 11:58

English Forever

Меню сайта
Календарь



Articles

Главная » Статьи » Мои статьи

Елина О.Н. Методика разработки игры на уроке иностранного языка: в помощь студенту-практиканту

Анализ современных учебников английского языка для начальной школы и книг для учителя к ним показал, что каждый урок построен на сюжетной основе. В структуре урока содержится большое количество разнообразных игровых заданий. И студент, проходя педагогическую практику в школе, испытывает трудности: как совместить игровую и учебную деятельность, чтобы научить младших школьников английскому языку?

         Уточним цели обучения иностранному языку в начальной школе. Раннее иноязычное образование призвано обеспечить формирование устойчивой положительной мотивации к изучению иностранного языка, развивать индивидуальность ученика в диалоге культур, формировать не только знания, умения, навыки, но и способствовать овладению иноязычной культурой [Программы общеобразовательных учреждений: Английский язык, 2007: 4]. Иностранный язык является способом достижения поставленных целей. Учитель иностранного языка является проводником в мир иноязычной культуры. А значит, его нужно научить реализовывать на уроке учебные цели в игровой форме.

         Игра в начальной школе имеет свои особенности. Если для ученика цель дидактической игры заключается в самой игре, то учитель преследует несколько иные цели: усвоение учащимися определенных знаний, формирование умений, развитие учащихся, воспитание тех или иных качеств личности. Как считают ученые, именно игра  является эффективным средством реализации всех аспектов обучения (учебного, познавательного, воспитательного, развивающего) в начальной школе.

Игра содействует развитию психических способностей младших школьников, связанных с речевой деятельностью (мышление, увеличение объема слуховой памяти, развитие произвольного и непроизвольного внимания, зрительного восприятия, воображение); развитию мотивации к дальнейшему овладению иностранной культурой. В игре учащиеся могут приобрести знания о культуре страны изучаемого языка: литературе, музыке, живописи, театре, истории и т.п. С помощью игровой деятельности воспитываются такие личностные качества, как трудолюбие, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность и др., развивается умение общаться с использованием различных видов речевой деятельности, удовлетворяются  потребности в общении, появляется возможность рассказать о себе, родной культуре, стране на иностранном языке [Английский язык, 2006: 11].

Как показывает анализ уроков иностранного языка, студенты-практиканты испытываю психологические и методические трудности в подготовке и проведении игр. Они чувствуют неуверенность в себе, затрудняются при создании психологического настроя перед уроком и игрой, боятся нарушений дисциплины, ведут себя с младшими школьниками как со сверстниками, со взрослыми, слишком авторитарно. Однако в беседе студенты показывают хорошие знания психологических особенностей младших школьников, особенностях игры,  ее педагогической ценности для раннего иноязычного образования. Данное противоречие между теоретическими знаниями и неумением практически их применять привело к необходимости разработать для студентов схему подготовки игры на уроке иностранного языка.

         Обратимся сначала к структуре игры [Селиванов, 2005: 221]. Игра проводится в 4 этапа: подготовительный, организационный, процессуальный и рефлексивный. Теперь  раскроем суть каждого из этапов.

Первый этап – подготовительный. На этом этапе к предстоящей игре готовится сначала сам студент, а затем класс. Студент должен создать у себя соответствующий настрой: позитивное эмоциональное состояние, уверенность в своих силах, желание действовать. Этому способствует аутотренинг, выполнение упражнений  и «этюдов на внимание» [Станиславский, 1990:  400; Основы педагогического мастерства, 1989: 242].

Затем студент-практикант уточняет тематику игры, определяет ее форму, продумывает «логику построения игры» [Леванова, 2009: 23], в соответствии с учебником,  книгой для учителя и пишет сценарий. Студенту-практиканту рекомендуется составлять развернутый план игры, чтобы приобрести навык в ее подготовке и проведении, избежать неудачи и иметь опору при возникновении трудностей. Студент сам планирует игру, предусматривает наличие декораций и специального реквизита, изготавливает или подготавливает его. К изготовлению декораций, костюмов и необходимой бутафории следует активно привлекать учащихся, это создаст у них позитивное отношение к уроку иностранного языка. Однако задания нужно давать с опережением и консультировать учащихся.

 Теперь к предстоящей игре необходимо подготовить класс: отработать языковой материал, дать коммуникативную установку на игру (создать положительную мотивацию, создать доброжелательную психологическую атмосферу). Задание должно быть интересным, творческим и доступным, носить коммуникативный характер. Обзор правил, требований к участникам должен быть четким, лаконичным и демократичным.

Второй этап – организационный. Студент-практикант озвучивает сценарий игры. Он должен быть простым, понятным, отвечать интересам младших школьников, может иметь сказочный сюжет. При необходимости ученики под руководством практиканта устанавливают декорации, раздают подготовленный реквизит. При распределении ролей, делении класса на команды, подгруппы  необходимо учитывать психологические особенности учащихся, их уровень языковой подготовки. В командах, подгруппах должны быть равноправные участники: как слабые, так и сильные, как мало контактные, так и активные. При подготовке к исполнению роли нужно уточнить с учащимися языковой материал, раздать необходимые атрибуты роли. Способ управления игрой так же уточняется. Ведущим может быть сам студент-практикант, выбранный ученик или группа учеников, практикант с помощником-учеником.

Третий этап – процессуальный. На этом этапе проводится собственно игра. Контроль хода игры осуществляет ведущий/ведущие, ее соответствие намеченному сценарию контролирует студент-практикант. По ходу игры могут возникать затруднения различного характера: языковые (ученик забыл слово, текст, пропустил часть текста, предложение и т.п.), организационные (отсутствие под рукой необходимого предмета, нарушение направления движения и т.п.). В этих случаях помощь оказывают студент-практикант, ведущий, его помощник, зрители, или участники игры, в соответствии с правилами игры. На всем протяжении игрового действия студент-практикант осуществляет фиксацию результатов игры: речевые ошибки (фонетические, лексические, грамматические) учащихся, трудности и неточности в исполнении роли. Так же он держит во внимании весь класс, содействует включению каждого ученика в игру.

Четвертый этап – рефлексивный, или постыгровой. На данном этапе студент-практикант совместно с учащимися проводит анализ проведенной игры. Учащиеся озвучивают свои впечатления, делятся эмоциями, рассказывают, какие психологические, языковые или иные трудности они испытывали во время игры. При наличии зрителей также проводится их рефлексия: положительные и отрицательные моменты исполнения, оценка всей игры. Студент-практикант высказывает свои впечатления от прошедшей игры, озвучивает и исправляет речевые, поведенческие ошибки, организует совершенствование языковых навыков класса. Свой анализ игры следует начинать с указания наиболее удачных моментов, указать успехи каждого участника, и только затем переходить к исправлению ошибок. Далее совместно с учащимися разрабатываются пути совершенствования игры (изменение правил, изменение количества ролей, дидактические материалы (дополнительные задания, изменение характера, формулировки или задания), декорации, костюмы), и студент-практикант вносит предложения в свой план-конспект.

         Ниже мы приводим схему проведения игры на уроке иностранного языка.

I.                        Подготовительный этап.

1.     Выбор тематики, формы, написание сценария.

2.     Отработка языкового материала с учениками.

3.     Создание установки на игру (создать мотивацию, создать психологический настрой, коммуникативная установка).

4.       Обзор правил, участников, задания (коммуникативный характер, творческое начало).

II.                        Организационный этап.

1.  Сценарий (простой/понятный/интересный/сказочный сюжет); декорации.

2.  Распределение ролей (учет психологических особенностей, уровня языковой подготовки).

3.  Подготовка к исполнению роли: уточнение языкового материала роли, наличие специального реквизита.

4.  Уточнение способа управления игрой: сам учитель, ученик, наличие ведущего.

III.                        Процессуальный этап (собственно игра).

1.  Контроль хода игры/сценария.

2.  Помощь учителя / ведущего / зрителей.

3.  Фиксация результатов: речевые ошибки (фонетические, лексические, грамматические), трудности и неточности в исполнении роли.

IV.                        Рефлексивный/Постыгровой этап.

1.  Рефлексия участников: психологические, языковые трудности.

2.  Рефлексия зрителей: положительные и отрицательные моменты исполнения, оценка всей игры.

3.  Рефлексия учителя: озвучивание ошибок, их исправление, доработка языковой стороны.

4.  Пути совершенствования игры: изменение правил, изменение количества ролей, дидактические материалы (дополнительные задания, изменение характера, формулировки или содержания задания), декорации, костюмы.

         На наш взгляд, предложенные рекомендации улучшат качество прохождении практики студентами – будущими учителями иностранного языка, снимут психологические и методические трудности при подготовке игры  на уроке, а так же повысят мотивацию к изучению иностранного языка учащихся начальных классов. А значит, повысится и качество знаний, найдут свое решение задачи воспитания и развития личности учащегося.

 

Литература:

1.  Английский язык: кн. для учителя к учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений / [В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова]. – М.: Просвещение, 2006. – 224с.

2.  Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Н., Телегина И.О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 2-е изд. – СПб: Питер, 2009. – 208с.

3.  Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; Под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. - 302с.

4.  Программы общеобразовательных учреждений: Английский язык  2 - 4 классы / Сост. З.Н. Никитенко. – М.: Просвещение, 2007. – 38с.

5.  Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / В.С. Селиванов; Под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. - 336с.

6.  Станиславский К.С. Собрание сочинений в 9-ти  т. Т. 3. Работа актера над собой. Часть 2. Работа над собой в творческом процессе воплощения. – М.: Искусство, 1990. – 508с.

Категория: Мои статьи | Добавил: Teachers (09.12.2011)
Просмотров: 1077 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz