Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 17.09.2024, 11:57

English Forever

Меню сайта
Календарь



Articles

Главная » Статьи » Мои статьи

Елина О.Н. Потенциал театральной педагогики в становлении личности будущего учителя иностранного языка в педагогическом колледже

В деле образования личностные качества учителя играют жизненно важную роль – именно от учителя во многом зависит судьба его учеников. А значит, личность будущего учителя иностранного языка необходимо целенаправленно готовить к профессиональной педагогической деятельности.

Обратимся к анализу структуры личности учителя.

Согласно исследованиям В.А. Сластенина, структуру личности учителя определяет наличие и степень развития таких качеств, как:

1.                общегражданские качества;

2.                качества, определяющие специфику профессии учителя;

3.                специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности);

а также синтез ума, чувств и воли личности [Сластенин,].

Внедрение театральной педагогики в процесс подготовки будущего учителя иностранного языка способствует синтезу и ума,  и чувств, и воли. Воспитание этой личности средствами театральной педагогики следует начать, на наш взгляд, с посещения театра. Что поможет решить психологические, педагогические и методические задачи.

Рассмотрим психологические особенности студентов педагогического колледжа  – будущих учителей иностранного языка. Первокурсники относятся в основном к старшей подростковой возрастной категории, их возраст 15-16 лет. Важной для них психологической характеристикой является то, что они находятся на этапе становления мотивации к профессии, активной стадии формирования мировоззрения и характера. У них происходит осознание своей жизненной перспективы, и все виды деятельности осознаются ими как предпосылка к будущей профессиональной деятельности. Процесс самоактуализации имеет прямое влияние на формирование ценностных ориентаций. И важно помочь личности будущего учителя иностранного языка выстроить неискаженное восприятие мира и ценностную шкалу, где в число главных ценностей  будут входить творчество, человеческие отношения и переживания. И здесь на помощь приходит театр – мудрый учитель жизни. А применение элементов театральной педагогики в профессиональной подготовке будущего учителя иностранного языка содействует становления его личности и как человека, и как педагога.

В возрасте 15-16 лет происходит «достижение эго-идентичности» [Хухлаева,2004:12] а именно формируется личностная целостность, уверенность, стремление к дальнейшему развитию. Процесс взросления отягощается разного рода проблемами. Стремление к идентификации и самоутверждению, переход из состояния эмоциональной зависимости к партнерским отношениям с родителями зачастую приводит к конфликтам в семье, если процесс самоутверждения проходит в агрессивной форме. И здесь личности старшего подростка необходимы понимание, эмпатия и поддержка.

Одновременно с  формированием самостоятельности как предпосылки умения принять ответственность за свою жизнь на самого себя, построением новых дружеских или гетеросексуальных отношений, расширением самосознания происходит и профессионально-педагогическое становление личности будущего учителя иностранного языка в системе среднего профессионального образования.

Театр способен осуществить коррекционное влияние на личность будущего учителя иностранного языка, содействует пробуждению к жизни, самопознанию, рефлексии [Козодаев,2005:13]. К особенностям эмоционально-волевой сферы возраста15-16 лет относятся эмоциональная неуравновешенность, чувство одиночества, различные страхи (страх смерти, страх несоответствия ожиданиям значимых людей, страх взросления). В процессе приобщения к театральному искусству происходит расширение жизненного опыта старших подростков, избавление от страхов и активное включение в реальные жизненные отношения, что особенно важно в  наше время – время интернет-экспансии всех сфер человеческой жизни.

Театральная педагогика  способствует воспитанию у будущего учителя иностранного языка таких качеств, как гуманизм, эмпатия, сочувствие, интеллигентность, справедливость, общественный и педагогический долг, формированию ценностной шкалы,  а значит и становлению личности. В.А. Сластенин относит вышеуказанные качества к общегражданским и специфическим профессионально-педагогическим качествам личности учителя.

Театральная постановка обладает большим общеобразовательным и эстетическим значением. Анализ спектакля может многое дать как в общепедагогическом, так и методическом плане. Кроме того, анализ тематики, жанра и постановки спектакля откроет будущим учителям иностранного языка основы специальных знаний: дидактические требования к содержанию образования, психологические особенности различным возрастных категорий  учащихся, эстетические требования к подготовке наглядного материала к уроку, структура драматического произведения, особенности публичного выступления, некоторые особенности внеклассной работы по предмету и многое другое.

Направленность личности педагога включает в себя следующие компоненты (по В.А.Сластенину): социально-нравственная направленность, профессионально-педагогическая направленность, познавательная направленность.

Театральная педагогика, при внедрении ее элементов в процесс подготовки будущего учителя иностранного языка, способна сформировать идейную убежденность, удовлетворить социальные потребности, скорректировать моральные и ценностные ориентации, развить чувство общественного долга и гражданской ответственности, что особенно важно для личности человека 15-16  лет. Эти качества составляют социально-нравственную направленность личности учителя.

Под элементами театральной педагогики мы понимаем следующее. Некоторые учебные предметы из цикла подготовки актеров и режиссеров (сценическая речь, сценическое движение, история искусств). Составные части системы К.С.Станиславского «Работа актера над собой» и «Работа актера над ролью» (предлагаемые обстоятельства, тренинг на развитие внимания, памяти, тренинг на снятие мышечных зажимов, тренинг внутреннего сценического самочувствия, сценическая речь и сценическое общение, понятия сверхзадачи и сквозного действия). Совокупность специфических театральных способов (этюдный метод, метод действенного анализа, метод физических действий). Совокупность форм самовыражения (творческое упражнение, актерский этюд, работа над ролью, художественно-творческая деятельность  в процессе подготовки: учебного спектакля, настольного спектакля, дидактической сказки, внеаудиторной деятельности по предмету).

Применение вышеуказанных элементов в процессе подготовки будущего учителей иностранного языка в педагогическом колледже повышает их интерес к профессии учителя, соответственно возрастает стремление к овладению педагогическими знаниями и умениями. Возможность апробации себя в роли учителя через микропреподавание содействует развитию педагогического призвания. В.А. Сластенин под педагогическим призванием понимает склонность к педагогической деятельности, развитую из  осознания способности к педагогическому делу; она формируется в результате накопления теоретического и практического опыта и самооценки своих педагогических способностей при включении в учебную или реальную профессионально ориентированную деятельность. Внедрение в подготовку будущих учителей иностранного языка вышеуказанных элементов театральной педагогики  также способствуют формированию у них такие качеств, как педагогический долг, педагогический такт, справедливость. Кроме того, развиваются внимание, формируются профессионально-педагогические намерения и склонности. А, следовательно, можно говорить о  формировании и развитии профессионально-педагогической направленности.

Театральная педагогика в силу своего эстетического характера удовлетворяет духовные потребности и интересы студентов педагогического колледжа - будущих учителей иностранного языка. Духовные потребности в получении эстетического наслаждения, в приобщении к общечеловеческим ценностям, в поиске решений проблемных ситуаций. Но «без навыков саморазвития, без терпимости к чужому мнению и верованию, без эмоциональной пластичности он не способен адаптироваться к бурно меняющимся жизненным ситуациям» [Разумный, 1998: 19]. Также применение элементов театральной педагогики в профессиональной подготовке стимулирует потребность в знаниях и самообразовании, потребность в самосовершенствовании.  Интеграция внеаудиторной и учебной деятельности на почве приобщения к театральному искусству развивает любовь к своей специальности. Таким образом, театральная педагогика оказывает влияние на познавательную направленность личности будущего учителя иностранного языка.

Активное применение элементов театральной педагогики в процессе подготовки будущего учителя иностранного языка в педагогическом колледже формирует ценностное отношение к театральному искусству, к творчеству в различных его проявлениях. Также студенты получают возможность апробировать собственные силы при публичном выступлении, в микропреподавании уже на I курсе, способствует самовыражению (активное использование своей эрудицией, своих художественных, музыкальных, вокальных, хореографических, дизайнерских, режиссерских, конструкторских, актерских способностей). И это не смотря на то, что система среднего профессионального образования предусматривает большее количество часов на практическую подготовку студентов (педагогическая практика начинается с III курса).

Кроме того, применение элементов театральной педагогики в подготовке будущего учителя иностранного языка формируют и способствуют становлению творческих способностей личности  в духовном освоении окружающего мира, самопознанию, осознанию и раскрытию собственных потенциальных возможностей. Цель применения элементов театральной педагогики в подготовке будущего учителя иностранного языка в педагогическом колледже не в подготовке его в качестве актера, а в развитии профессионально значимых качеств его личности, становлении педагога-мастера.

Литература:

1.                Козодаев П.И. Творческое саморазвитие студентов вуза средствами любительского театрального искусства: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Елец, 2005. – 23с.

2.                Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика. – 1998. - № 5. – С. 17-22.

3.                Сластенин В., Исаев И., Шиянов Е. Педагогика.

4.                Хухлаева О.В. Психология подростка. – М.: «Академия», 2004. – 160с.

Категория: Мои статьи | Добавил: Teachers (09.12.2011)
Просмотров: 1188 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz