В
деле образования личностные качества учителя играют жизненно важную роль –
именно от учителя во многом зависит судьба его учеников. А значит, личность будущего
учителя иностранного языка необходимо целенаправленно готовить к
профессиональной педагогической деятельности.
Обратимся
к анализу структуры личности учителя.
Согласно
исследованиям В.А. Сластенина, структуру личности учителя определяет наличие и
степень развития таких качеств, как:
1.
общегражданские
качества;
2.
качества,
определяющие специфику профессии учителя;
3.
специальные
знания, умения и навыки по предмету (специальности);
а также синтез ума, чувств и воли
личности [Сластенин,].
Внедрение театральной
педагогики в процесс подготовки будущего учителя иностранного языка способствует
синтезу и ума, и чувств, и воли.
Воспитание этой личности средствами театральной педагогики следует начать, на
наш взгляд, с посещения театра. Что поможет решить психологические,
педагогические и методические задачи.
Рассмотрим
психологические особенности студентов педагогического колледжа – будущих учителей иностранного языка. Первокурсники
относятся в основном к старшей подростковой возрастной категории, их возраст
15-16 лет. Важной для них психологической характеристикой является то, что они
находятся на этапе становления мотивации к профессии, активной стадии
формирования мировоззрения и характера. У них происходит осознание своей
жизненной перспективы, и все виды деятельности осознаются ими как предпосылка к
будущей профессиональной деятельности. Процесс самоактуализации имеет прямое
влияние на формирование ценностных ориентаций. И важно помочь личности будущего
учителя иностранного языка выстроить неискаженное восприятие мира и ценностную
шкалу, где в число главных ценностей будут
входить творчество, человеческие отношения и переживания. И здесь на помощь
приходит театр – мудрый учитель жизни. А применение элементов театральной
педагогики в профессиональной подготовке будущего учителя иностранного языка
содействует становления его личности и как человека, и как педагога.
В возрасте 15-16
лет происходит «достижение эго-идентичности» [Хухлаева,2004:12] а именно
формируется личностная целостность, уверенность, стремление к дальнейшему
развитию. Процесс взросления отягощается разного рода проблемами. Стремление к
идентификации и самоутверждению, переход из состояния эмоциональной зависимости
к партнерским отношениям с родителями зачастую приводит к конфликтам в семье,
если процесс самоутверждения проходит в агрессивной форме. И здесь личности
старшего подростка необходимы понимание, эмпатия и поддержка.
Одновременно с формированием самостоятельности как
предпосылки умения принять ответственность за свою жизнь на самого себя,
построением новых дружеских или гетеросексуальных отношений, расширением
самосознания происходит и профессионально-педагогическое становление личности
будущего учителя иностранного языка в системе среднего профессионального образования.
Театр способен
осуществить коррекционное влияние на личность будущего учителя иностранного
языка, содействует пробуждению к жизни, самопознанию, рефлексии [Козодаев,2005:13].
К особенностям эмоционально-волевой сферы возраста15-16 лет относятся эмоциональная
неуравновешенность, чувство одиночества, различные страхи (страх смерти, страх
несоответствия ожиданиям значимых людей, страх взросления). В процессе
приобщения к театральному искусству происходит расширение жизненного опыта
старших подростков, избавление от страхов и активное включение в реальные
жизненные отношения, что особенно важно в
наше время – время интернет-экспансии всех сфер человеческой жизни.
Театральная
педагогика способствует воспитанию у
будущего учителя иностранного языка таких качеств, как гуманизм, эмпатия,
сочувствие, интеллигентность, справедливость, общественный и педагогический
долг, формированию ценностной шкалы, а
значит и становлению личности. В.А. Сластенин относит вышеуказанные качества к
общегражданским и специфическим профессионально-педагогическим качествам
личности учителя.
Театральная
постановка обладает большим общеобразовательным и эстетическим значением. Анализ
спектакля может многое дать как в общепедагогическом, так и методическом плане.
Кроме того, анализ тематики, жанра и постановки спектакля откроет будущим
учителям иностранного языка основы специальных знаний: дидактические требования
к содержанию образования, психологические особенности различным возрастных
категорий учащихся, эстетические
требования к подготовке наглядного материала к уроку, структура драматического
произведения, особенности публичного выступления, некоторые особенности
внеклассной работы по предмету и многое другое.
Направленность
личности педагога включает в себя следующие компоненты (по В.А.Сластенину): социально-нравственная
направленность, профессионально-педагогическая направленность, познавательная
направленность.
Театральная
педагогика, при внедрении ее элементов в процесс подготовки будущего учителя
иностранного языка, способна сформировать идейную убежденность, удовлетворить социальные
потребности, скорректировать моральные и ценностные ориентации, развить чувство
общественного долга и гражданской ответственности, что особенно важно для
личности человека 15-16 лет. Эти
качества составляют социально-нравственную направленность личности учителя.
Под элементами
театральной педагогики мы понимаем следующее. Некоторые учебные предметы из
цикла подготовки актеров и режиссеров (сценическая речь, сценическое движение,
история искусств). Составные части системы К.С.Станиславского «Работа актера
над собой» и «Работа актера над ролью» (предлагаемые обстоятельства, тренинг на
развитие внимания, памяти, тренинг на снятие мышечных зажимов, тренинг
внутреннего сценического самочувствия, сценическая речь и сценическое общение,
понятия сверхзадачи и сквозного действия). Совокупность специфических
театральных способов (этюдный метод, метод действенного анализа, метод
физических действий). Совокупность форм самовыражения (творческое упражнение,
актерский этюд, работа над ролью, художественно-творческая деятельность в процессе подготовки: учебного спектакля,
настольного спектакля, дидактической сказки, внеаудиторной деятельности по
предмету).
Применение
вышеуказанных элементов в процессе подготовки будущего учителей иностранного
языка в педагогическом колледже повышает их интерес к профессии учителя,
соответственно возрастает стремление к овладению педагогическими знаниями и
умениями. Возможность апробации себя в роли учителя через микропреподавание
содействует развитию педагогического призвания. В.А. Сластенин под
педагогическим призванием понимает склонность к педагогической деятельности,
развитую из осознания способности к
педагогическому делу; она формируется в результате накопления теоретического и
практического опыта и самооценки своих педагогических способностей при
включении в учебную или реальную профессионально ориентированную деятельность. Внедрение
в подготовку будущих учителей иностранного языка вышеуказанных элементов
театральной педагогики также способствуют
формированию у них такие качеств, как педагогический долг, педагогический такт,
справедливость. Кроме того, развиваются внимание, формируются профессионально-педагогические
намерения и склонности. А, следовательно, можно говорить о формировании и развитии профессионально-педагогической
направленности.
Театральная
педагогика в силу своего эстетического характера удовлетворяет духовные
потребности и интересы студентов педагогического колледжа - будущих учителей
иностранного языка. Духовные потребности в получении эстетического наслаждения,
в приобщении к общечеловеческим ценностям, в поиске решений проблемных
ситуаций. Но «без навыков саморазвития, без терпимости к чужому мнению и
верованию, без эмоциональной пластичности он не способен адаптироваться к бурно
меняющимся жизненным ситуациям» [Разумный, 1998: 19]. Также применение
элементов театральной педагогики в профессиональной подготовке стимулирует потребность
в знаниях и самообразовании, потребность в самосовершенствовании. Интеграция внеаудиторной и учебной
деятельности на почве приобщения к театральному искусству развивает любовь к
своей специальности. Таким образом, театральная педагогика оказывает влияние на
познавательную направленность личности будущего учителя иностранного языка.
Активное
применение элементов театральной педагогики в процессе подготовки будущего учителя
иностранного языка в педагогическом колледже формирует ценностное отношение к театральному
искусству, к творчеству в различных его проявлениях. Также студенты получают
возможность апробировать собственные силы при публичном выступлении, в
микропреподавании уже на I курсе,
способствует самовыражению (активное использование своей эрудицией, своих
художественных, музыкальных, вокальных, хореографических, дизайнерских,
режиссерских, конструкторских, актерских способностей). И это не смотря на то,
что система среднего профессионального образования предусматривает большее
количество часов на практическую подготовку студентов (педагогическая практика
начинается с III курса).
Кроме того, применение
элементов театральной педагогики в подготовке будущего учителя иностранного
языка формируют и способствуют становлению творческих способностей
личности в духовном освоении окружающего
мира, самопознанию, осознанию и раскрытию собственных потенциальных
возможностей. Цель применения элементов театральной педагогики в подготовке будущего
учителя иностранного языка в педагогическом колледже не в подготовке его в
качестве актера, а в развитии профессионально значимых качеств его личности, становлении
педагога-мастера.
Литература:
1.
Козодаев
П.И. Творческое саморазвитие студентов вуза средствами любительского театрального
искусства: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Елец, 2005. – 23с.
2.
Разумный
В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика. –
1998. - № 5. – С. 17-22.
3.
Сластенин
В., Исаев И., Шиянов Е. Педагогика.
4.
Хухлаева
О.В. Психология подростка. – М.: «Академия», 2004. – 160с.
|