Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 17.09.2024, 12:10

English Forever

Меню сайта
Календарь



Articles

Главная » Статьи » Мои статьи

Елина О.Н. Практическая подготовка учителя иностранного языка: элементы театральной педагогики в обучении

В настоящее время в  системе языкового образования России произошли значительные позитивные изменения, как в содержательном, так и организационном      плане. Возрастает потребность школьников и их родителей в овладении иностранными языками как проводником в будущей профессии: владение хотя бы одним иностранным языком является важным условием для получения престижной работы, налаживания зарубежных контактов. Вместе с этим возрастает необходимость в высоко квалифицированных педагогических кадрах для школы, в первую очередь это касается начальной школы как ступени раннего иноязычного образования. Именно в начальной школе у учащихся формируется мотивация к изучению иностранного языка. Роль учителя иностранного языка в формировании  у них готовности к кросскультурной коммуникации нельзя недооценивать.

         Министерство образования России в таких основных документах, как Национальная доктрина образования Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации структуры и содержания общего образования обозначило ряд требований к организации и содержанию обучения иностранным языкам. Новый Базисный учебный план предусматривает обязательное изучение иностранного языка на всех ступенях школьного образования, в том числе на начальной. Учитель, который преподает иностранный язык в начальной школе, должен владеть следующими знаниями:

·        выбранные технологии обучения должны способствовать созданию доброжелательной, комфортной для ребенка атмосферы, стимулировать мотивацию к овладению новым языком общения;

·        выбор технологии обучения осуществляется с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников (повышенная эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм, методов и приемов обучения;

·        урок иностранного языка в начальной школе может иметь образовательную, воспитательную и развивающую ценность, есл он строится на сюжетно-ролевой, игровой основе с привлечением сказочных героев, близких и понятных ребенку. В игре, сказочных ситуациях развивается эмоциональная сфера младшего школьника, воспитывается уважение к народному творчеству не только представителей иной культуры, но и собственной страны, формируется культура общения, поведения, самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, перед преподавателями среднего профессионального образования стоит цель формирование высоконравственного, творческого педагога-профессионала и педагога-мастера. Эта цель может быть реализована только тем педагогом, который помогает студенту увидеть в себе талант, проявить его на практике: в пробных уроках  в школе и в своем обучении. Помогают в этом творческие задания, которые всегда вызывают интерес, зажигают искорку в душе, делая яркой и запоминающейся каждую встречу студента и педагога. А чем, как не своим примером, может педагог влиять на развитие творческого потенциала студента?     

Путь к профессионализму долог, но существуют ступени творчества, по которым нужно провести студентов. Воспитание профессиональной компетенции студентов происходит через формирование, прежде всего, профессионально-педагогической культуры. Большую роль в этом играет методика обучения иностранным языкам, педагогика и психология. Студенты должны овладеть методическими, общепедагогическими и профессиональными знаниями. На уроках практической подготовки, в том числе практической грамматики английского языка, у студентов есть возможность проявить свои профессиональные качества.

 Ведущими  задачами курса практической грамматики английского языка, наряду с формированием, совершенствованием и развитием грамматических навыков речи, являются задачи пробуждения и стимулирования творческого потенциала студентов, воспитания в них профессионально-педагогичекой культуры. Совершенствуя грамматические навыки речи в образовании и употреблении настоящего простого времени, студентам  IV курса было предложено разработать грамматическую сказку. Это задание ставит своей целью контроль знания фактического материала по теме «Употребление времени Present Simple в речи». Грамматическая сказка является эффективной формой контроля, так как это есть переосмысленная форма предъявления грамматического материала. Одновременно с этим у студентов формируется профессиональная культура педагога: студент должен не только разработать сказку, но и опробовать ее на своей группе, став на какое-то время преподавателем и превратив своих сокурсников в учеников.

Требования к разработке грамматической сказки включали в себя как общепедагогические, так и частнометодические: принцип одной трудности на уроке, соответствие наглядного материала требованиям к его оформлению, четкого и  логичного языка при презентации сказки и т. д. Таким образом,  студентам была дана возможность применить теоретические знания по методике обучения иностранным языкам при подготовке к занятиям практической грамматикой. Так же студенты получили образец грамматической сказки и методические рекомендации к ее разработке, так как такая форма работы являлась для них новой.

К изучению студентов были предложены следующие рекомендации по разработке обучающей грамматической сказки:

1.     Тщательно изучите то грамматическое явление, которое вы планируете инсценировать сказкой. Выделите основные грамматические категории, которые являются обязательными в рассматриваемой грамматической структуре.

2.      Разработайте сюжетную линию для своей грамматической сказки; продумайте  персонажи для олицетворения каждой грамматической категории. Разработайте графические образы для героев и фон для инсценировки сказки.

3.     Тщательно и критически изучите текст разработанной вами сказки и систему персонажей, чтобы избежать фактических ошибок в презентации грамматического материала. Самостоятельно отрепетируйте инсценировку сказки с целью выявления слабых мест в ее структуре.

4.     В случае удачной презентации определите место и цель грамматической сказки в уроке (цикле уроков, этапе обучения). Спланируйте логичный переход к грамматической сказке в ходе урока (цикле уроков, этапе обучения), соблюдая принципы обучения.

5.     Осуществите на практике разработанный вами урок, в ходе которого есть этап инсценировки грамматической сказки.

В результате, непосредственно практическая цель занятия была реализована в интересной и запоминающейся форме. Кроме того, у студентов формировалась культура педагогического общения, развивались навыки творческой деятельности, и повышалась мотивация овладения грамматикой английского языка как средства профессионально-педагогической деятельности.

Не вызывает сомнения, что педагог среднего профессионального образования является созидателем профессионализма и воспитателем  педагогической культуры у будущих специалистов, и собственная деятельность педагога является тому лучшим доказательством.   

 

Литература:

1. Карташова В.Н. Формирование лингвогуманитарной культуры в процессе подготовки учителя к раннему иноязычному образованию. – Автореферат. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. – 40 с.

2. Копылова В.В., Воронина Г.И. Организация обучения иностранным языкам и профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях модернизации содержания образования // Иностранные языки в школе – 2003. - №1. – С. 4-11.

3. Кузовлев В.П., Карташова В.Н. Современные технологии профессиональной подготовки учителя иностранного языка: Учебное пособие. – М.: МПГУ, Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004. – 164 с.

4. Рубинштейн М.М. Проблема учителя: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 176 с.

ops:21R �'<��H/�portLists]>4.       Обзор правил, участников, задания (коммуникативный характер, творческое начало).

II.                        Организационный этап.

1.  Сценарий (простой/понятный/интересный/сказочный сюжет); декорации.

2.  Распределение ролей (учет психологических особенностей, уровня языковой подготовки).

3.  Подготовка к исполнению роли: уточнение языкового материала роли, наличие специального реквизита.

4.  Уточнение способа управления игрой: сам учитель, ученик, наличие ведущего.

III.                        Процессуальный этап (собственно игра).

1.  Контроль хода игры/сценария.

2.  Помощь учителя / ведущего / зрителей.

3.  Фиксация результатов: речевые ошибки (фонетические, лексические, грамматические), трудности и неточности в исполнении роли.

IV.                        Рефлексивный/Постыгровой этап.

1.  Рефлексия участников: психологические, языковые трудности.

2.  Рефлексия зрителей: положительные и отрицательные моменты исполнения, оценка всей игры.

3.  Рефлексия учителя: озвучивание ошибок, их исправление, доработка языковой стороны.

4.  Пути совершенствования игры: изменение правил, изменение количества ролей, дидактические материалы (дополнительные задания, изменение характера, формулировки или содержания задания), декорации, костюмы.

         На наш взгляд, предложенные рекомендации улучшат качество прохождении практики студентами – будущими учителями иностранного языка, снимут психологические и методические трудности при подготовке игры  на уроке, а так же повысят мотивацию к изучению иностранного языка учащихся начальных классов. А значит, повысится и качество знаний, найдут свое решение задачи воспитания и развития личности учащегося.

 

Литература:

1.  Английский язык: кн. для учителя к учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений / [В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова]. – М.: Просвещение, 2006. – 224с.

2.  Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Н., Телегина И.О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 2-е изд. – СПб: Питер, 2009. – 208с.

3.  Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; Под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. - 302с.

4.  Программы общеобразовательных учреждений: Английский язык  2 - 4 классы / Сост. З.Н. Никитенко. – М.: Просвещение, 2007. – 38с.

5.  Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / В.С. Селиванов; Под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. - 336с.

6.  Станиславский К.С. Собрание сочинений в 9-ти  т. Т. 3. Работа актера над собой. Часть 2. Работа над собой в творческом процессе воплощения. – М.: Искусство, 1990. – 508с.

Категория: Мои статьи | Добавил: Teachers (09.12.2011)
Просмотров: 1122 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz