Вход
России в мировое пространство, переход на мировые образовательные стандарты, а
также ориентация политики государства на повышение качества жизни и образования
обозначили изменения во всей системе образования. К современному учителю
предъявляют новые требования, в частности, он должен повысить качество
образования в рамках своего предмета, должен содействовать становлению личности
ученика как активного члена общества, готового к межкультурной коммуникации.
Современный
учитель иностранного языка – это учитель особого сорта, учитель-волшебник,
друг, актер, партнер, организатор, ведущий, тонкий психолог. Учитель
иностранного языка должен сделать урок иностранного языка праздником для
ученика, чтобы ученик испытывал устойчивый интерес к его урокам и к языку,
чтобы на уроке царила атмосфера творчества и психологической комфортности, и при этом высокая языковая культура. Поэтому в подготовке
учителя необходимо уделять большое внимание не только передаче ему знаний
(языковых и методических), но и формирование способности к психологической
саморегуляции при подготовке его к практической деятельности.
По
собственному признанию большинства студентов они испытывают страх перед
практикой. Этот страх обусловлен несколькими причинами: смена роли (из
учащегося в учителя), переход от теории и методики обучения к практике (знаю
чему учить, но не знаю какой способ выбрать), взаимодействие с новым
коллективом (не одногруппников, а дошкольников, школьников), отсутствие
педагогического опыта.
Если
педагогический опыт приходит со временем, то другие трудности можно снять,
готовя студентов к практике как традиционным способом (изучение курса теории и
методики обучения иностранным языкам, анализ уроков ведущих преподавателей,
разработка плана-конспекта урока), так и используя элементы театральной педагогики на
практических занятиях по иностранному языку (с целью снятия психологических и
физических зажимов).
Подготовка
учителя иностранного языка в педагогическом колледже имеет свои особенности.
Прежде всего, это учитель в области дошкольного и школьного (начальной и
средней школы) образования. Ведущим видом деятельности дошкольников является
игровая, в значит, студента-будущего учителя иностранного языка нужно научить
разнообразным игровым методам обучения языку. Только играя, можно научить
играть. Но, к сожалению, студент испытывает психологическую и физическую
зажатость, и поэтому – нежелание активно включиться в обучающую игру, в
педагогический процесс.
В
своей статье мы предлагаем несколько упражнений для регуляции психического
состояния студента – будущего учителя иностранного языка. Однако данные
упражнения можно также применять в работе со студентами других специальностей
для создания положительного психологического состояния.
Кино.
Создайте
мысленный образ самого себя – делающего то или обладающего тем, что вам на
самом деле хочется. Вы можете вообразить себя уверенным, артистичным педагогом,
работающим с вдохновением, изобретательностью, выдумкой. В этом мысленном
представлении вожно следующее: не упускайте подробности, включайте все ваши
ощущения; представьте себя наслаждающимся желанным ходом событй; вообразите
сцену происходящего в определенный день и час. Побуждая вас сосредотачиваться
на цели (сверзадаче), мысленный образ повышает мотивацию и внутреннюю энергию,
создает дополнительные стимулы, будит внутренние силы.
Рисуем
настроение.
Для
снятия неприяного осадка после тяжелеого разговора возьмите цветные карандаши
или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно левой рукой нарисуйте
произвольный, абстрактный сюжет – линнии, цветовые пятна, фигуры. Погрузитесь полностью в свои переживания, выберите
цвет и проведите линии так, как вам хочется, в соответствии с настроением..
Перенесите свои настроения на бумагу, как бы материализуйте их. После
завершения рисунка на обратной стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше
настроение. Не раздумывайте слишком долго. Слова должны возникать спонтанно.
Затем еще раз посмотрите на рисунок, как бы заново преживая свое состояние,
перечитайте слова и эмоционально разорвите листок и выбросите. Ваше
эмоциональное состояние должно прейти в рисунок и быть уничтожено. Теперь
перходите к следующему упражнению на формирование хорошего настроения.
Хорошее
настроение.
Посидите
немного и подумайте, представьте себе то, что что вызовет у вас чувство
спокойствия, радости и какие-нибудь приятные эмоции. Найдите из всего потока
образов что-нибудь одно, наиболее сильное по своей привлекательности для вас на
данный момент и как-либо связанное с предстоящей деятельностью. Во время
занятий этой деятельностью, постарайтесь не терять ощущение радости и поддерживать
высокий уровень положительных эмоций, светлой энергии.
|