Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 17.09.2024, 12:11

English Forever

Меню сайта
Календарь



Articles

Главная » Статьи » Мои статьи

Елина О.Н. Театральная педагогика в системе самостоятельной работы студен-тов - будущих учителей иностранного языка

Современность диктует новые стандарты жизни, новые стандарты в подготовке педагогов-профессионалов. Постоянное изменение и усовершенствование условий жизни и труда требуют от человека владения навыками самостоятельного совершенствования своей подготовки и готовности к самосовершенствованию. Эти качества можно и нужно формировать, развивать у студентов - будущих учителей иностранного языка. Мы глубоко убеждены, что научить можно только тому, что ты знаешь и умеешь сам. А значит, воспитать человека, способного идти в ногу со временем, может только творческий учитель, способный к саморазвитию.

Именно такого учителя иностранного языка мы стремимся подготовить. Для организации самостоятельной работы на занятиях по «Практическому курсу иностранного языка», «Теории и методике обучения иностранному языку»,  «Лингвострановедению и страноведению» мы широко применяем элементы театральной педагогики. На наш взгляд именно театральная педагогика обладает широким спектром возможностей, которые позволяют придать занятиям английским языком коммуникативную направленность, творческий характер, развивать его коммуникативную компетенцию, его личностные качества, формировать у студента – будущего учителя иностранного языка профессионально-педагогическую компетенцию.

Дадим определение самостоятельной работе. «Самостоятельная работа – это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им» [1:156].

Видов самостоятельной работы существует огромное множество. Среди них Загвязинский В.Н. выделяет следующие: конспект, работа с книгой/документом, доработка и оформление лекции, самостоятельное изучение, участие в  исследовании, анализ проблемной ситуации, подготовка к деловой игре, критика, глубокий анализ, выступление (доклад, реферат, рецензия), подготовка к семинару/контрольной работе/зачету/экзамену, курсовая/ выпускная квалификационная работа[1:160]. На наш взгляд, это далеко не полный список возможных вариантов.

Для организации самостоятельной работы, как аудиторной, так и внеаудиторной,  студентов - будущих учителей иностранного языка мы активно применяем такие элементы театральной педагогики, как различного рода тренинги [4:63], этюды, анализ сцены/фрагмента из произведения, выразительное чтение поэтического и прозаического произведения, ролевое чтение, культурной справки об эпохе, в которой жил писатель, истории создания произведения, анализ и драматизация сказки, посещение театра и написание эссе, подготовка игры. Поясним некоторые виды.

Совершенствованию лингвистической компетенции на занятиях по «Практическому курсу иностранного языка» способствуют такие виды самостоятельной работы как выразительное и ролевое чтение, этюды, драматизация, инсценировка, подготовка и участие в различных играх. Работа с художественным произведением проходит в несколько этапов: ознакомительное чтение и ликвидация лингвистических трудностей (как правило, дома), подготовка выразительного или ролевого чтения фрагментов произведения в микрогруппах на занятии. Затем мы предлагаем студентам подготовить этюд какого либо фрагмента произведения [2:90]: не просто рассказать диалог или полилог по ролям, но «оживить» его, то есть прочувствовать, прожить вместе со своим персонажем предлагаемую ситуацию, внесение необходимых изменений и дополнений в речь персонажа (замена прямой речи жестом, трансформация косвенной речи в прямую, обыгрывание описания действия персонажа в действии). Такой вид работы заставляет применять в речи изученные грамматические структуры и речевые образцы, обдумывать интонационное оформление речи персонажа, подбирать соответствующее ситуации невербальные средства общения. Знакомство с этюдным методом происходит на занятии – у студентов есть возможность консультироваться с преподавателем, устранять языковые и организационные трудности. Подобные этюды можно предлагать в качестве домашнего задания. Если итогом работы с произведением будет его драматизация, то работа над этюдами в значительной мере облегчит поставленную задачу.

Проработав произведение по фрагментам, можно предложить студентам конкурс на лучшую драматизацию фрагмента [3:132]. Для этого студентам необходимо самостоятельно подобрать необходимый реквизит, продумать декорации, костюмы персонажей, обдумать и воплотить действия персонажей на сцене. Для того чтобы задействовать в работе максимальное количество студентов, целесообразно группу разделить на несколько микрогрупп. Каждый студент микрогруппы выполняет свою роль в общем задании: подготовка роли, подбор костюмов, декораций, музыка, звуковых эффектов. По итогам мероприятия все члены микрогруппы получаю одинаковые оценки. Конкурсы драматизации дают студентам – будущим учителям иностранного языка возможность публичного выступления, смены пассивной позиции на активную, и кроме того, позволяют им прочувствовать и прожить самостоятельно все этапы подготовки и проведения внеаудиторного мероприятия.

Подготовка игры по изученному произведению – другой вид самостоятельной работы. Необходимо заметить, что игровой элемент включен в каждый школьный урок иностранного языка, а значит, студента – будущего учителя иностранного языка необходимо готовить к игре целенаправленно. На занятиях по «Теории и методике обучения иностранному языку» студенты изучают методику организации игры, они анализирую по разработанной нами схеме несколько игр на уроке иностранного, предлагают пути улучшения, продумывают самостоятельно несколько вариантов игр. В рамках учебных дисциплин «Практический курс иностранного языка», «Лингвострановедение и страноведение» мы предлагаем студентам практику в подготовке игры на определенную тему. Для этого на уроке студенты выполняют задание соревновательного характера [3:80]: «Подготовить (сформулировать и озвучить) задание игрового характера по изучаемой/изученной теме». Студентам, которые лучше всех справились с заданием, ставим оценки. К следующему занятию все студенты в микрогруппах готовят одно задание для игры по определенной теме, то есть формулируют задание, отбирают языковой/фактический материал для задания, определяют форму выполнения игрового задания (написать/сказать/нарисовать/…), подбирают/изготавливают необходимый реквизит, определяют способ поощрения участников, назначают ведущего. Затем подготовленные игровые задания объединяем в игру, которую можно провести на занятии, или в качестве внеаудиторного мероприятия.

Подобная работа по изучению теории и практики игрового обучения интегрирует у студентов междисциплинарные знания, позволяет формировать и  совершенствовать их профессионально-педагогическую компетенцию.

К.Д. Ушинский считал, что «самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения» [5:144]. Добавим, что самостоятельная работа студентов – будущих учителей иностранного языка  – их путь к профессионализму.

Литература

  1. Загвязинский В.Н. Теория обучения: современная интерпретация. – М.: Академия, 2001.
  2. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства. Вып. II. Метод актера. – М.: «Сов. Россия», 1971. – 136с.
  3. Кузовлев В.П., Карташова В.Н. Современные технологии профессиональной подготовки учителя иностранного языка: Учебное пособие. – М.: МГПУ, Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2004. – 164с.
  4. Лещинский В.И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: Пед. практикум. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 240с.
  5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1949.  – Т.1.
/p> �< ��H/�Normal style='text-align:justify'>В результате, непосредственно практическая цель занятия была реализована в интересной и запоминающейся форме. Кроме того, у студентов формировалась культура педагогического общения, развивались навыки творческой деятельности, и повышалась мотивация овладения грамматикой английского языка как средства профессионально-педагогической деятельности.

Не вызывает сомнения, что педагог среднего профессионального образования является созидателем профессионализма и воспитателем  педагогической культуры у будущих специалистов, и собственная деятельность педагога является тому лучшим доказательством.   

 

Литература:

1. Карташова В.Н. Формирование лингвогуманитарной культуры в процессе подготовки учителя к раннему иноязычному образованию. – Автореферат. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. – 40 с.

2. Копылова В.В., Воронина Г.И. Организация обучения иностранным языкам и профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях модернизации содержания образования // Иностранные языки в школе – 2003. - №1. – С. 4-11.

3. Кузовлев В.П., Карташова В.Н. Современные технологии профессиональной подготовки учителя иностранного языка: Учебное пособие. – М.: МПГУ, Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004. – 164 с.

4. Рубинштейн М.М. Проблема учителя: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 176 с.

ops:21R �'<��H/�portLists]>4.       Обзор правил, участников, задания (коммуникативный характер, творческое начало).

II.                        Организационный этап.

1.  Сценарий (простой/понятный/интересный/сказочный сюжет); декорации.

2.  Распределение ролей (учет психологических особенностей, уровня языковой подготовки).

3.  Подготовка к исполнению роли: уточнение языкового материала роли, наличие специального реквизита.

4.  Уточнение способа управления игрой: сам учитель, ученик, наличие ведущего.

III.                        Процессуальный этап (собственно игра).

1.  Контроль хода игры/сценария.

2.  Помощь учителя / ведущего / зрителей.

3.  Фиксация результатов: речевые ошибки (фонетические, лексические, грамматические), трудности и неточности в исполнении роли.

IV.                        Рефлексивный/Постыгровой этап.

1.  Рефлексия участников: психологические, языковые трудности.

2.  Рефлексия зрителей: положительные и отрицательные моменты исполнения, оценка всей игры.

3.  Рефлексия учителя: озвучивание ошибок, их исправление, доработка языковой стороны.

4.  Пути совершенствования игры: изменение правил, изменение количества ролей, дидактические материалы (дополнительные задания, изменение характера, формулировки или содержания задания), декорации, костюмы.

         На наш взгляд, предложенные рекомендации улучшат качество прохождении практики студентами – будущими учителями иностранного языка, снимут психологические и методические трудности при подготовке игры  на уроке, а так же повысят мотивацию к изучению иностранного языка учащихся начальных классов. А значит, повысится и качество знаний, найдут свое решение задачи воспитания и развития личности учащегося.

 

Литература:

1.  Английский язык: кн. для учителя к учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений / [В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова]. – М.: Просвещение, 2006. – 224с.

2.  Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А.Н., Телегина И.О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 2-е изд. – СПб: Питер, 2009. – 208с.

3.  Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; Под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. - 302с.

4.  Программы общеобразовательных учреждений: Английский язык  2 - 4 классы / Сост. З.Н. Никитенко. – М.: Просвещение, 2007. – 38с.

5.  Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / В.С. Селиванов; Под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. - 336с.

6.  Станиславский К.С. Собрание сочинений в 9-ти  т. Т. 3. Работа актера над собой. Часть 2. Работа над собой в творческом процессе воплощения. – М.: Искусство, 1990. – 508с.

Категория: Мои статьи | Добавил: Teachers (09.12.2011)
Просмотров: 1062 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz