Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 17.09.2024, 12:11

English Forever

Меню сайта
Календарь



Articles

Главная » Статьи » Мои статьи

Елина О.Н. Групповая форма организации внеудиторной предметной деятельности будущих учителей иностранного языка

Приобщение к иноязычной и профессионально-педагогической культуре будущего учителя иностранного языка происходит как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности. В педагогическом колледже внеаудиторной деятельности уделяется большое внимание. По предметам языкового цикла такая деятельность должна быть системной, это значительно повысит мотивацию к углублению знаний, придаст обучению профессионально-ориентированный характер [2: 41] и положительно повлияет на процесс становления педагогической направленности личности будущих учителей  иностранного языка.

Профессия учителя относится к сфере «человек-человек», поэтому в подготовке будущего учителя иностранного языка целесообразно и необходимо уже с первого семестра I курса и на протяжении всего периода обучения применять такие формы работы, которые способствуют развитию коммуникабельности, организаторских и творческих способностей, а также формированию профессионально-педагогической культуры.  Мы считаем, что одной из таких форм является групповая форма организации внеаудиторной деятельности (праздники, конкурсы, викторины, спектакли, конференции, игры) по предметам языковой подготовки.

Психологи утверждают, что «малая группа является непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом» [3: 13]. При групповой работе учебная группа или подгруппа делится на несколько малых групп (микрогрупп), каждая из которых выполняет определенное задание. Оптимальный размер малой группы зависит от характера  и вида выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 3—7 человек. Несомненно, что для каждого курса групповая работа будет носить свои особенности. Остановимся подробнее на общих стадиях и характеристиках деятельности группы.

Американским социальным психологом Б. Такменом [1: 52] разработаны стадии групповой деятельности. Они основаны на выделении двух основных сфер групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры. В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет следующие стадии:

ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения,

эмоциональные реакции на требования задачи, противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи и противоречащим их собственным намерениям,

открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив,

принятие решения и активные совместные действия по его реализации.

В сфере межличностной активности Б.Такмен выделяет стадии:

«проверка и зависимость», ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения,

«внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе,

 «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликтов,

 «функционально-ролевая согласованность», связанная с образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи.

Изменения в выделенных сферах протекают взаимосвязано, а противоречия между ними могут рассматриваться как механизмы группового развития. Вышеназванные стадии отношений внутри микрогруппы обуславливают ряд ее  специфических характеристик. Рассмотрим их потенциал в области формирования профессионально-педагогической культуры будущих учителей иностранного языка. Напомним, что профессионально-педагогическая культура состоит из аксиологического, технологического и личностно-творческого компонентов [4: 121].

·Контактность. Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность, возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Такие взаимоотношения обеспечивают благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку, что способствует самопознанию, развитию коммуникабельности и творческой самореализации будущих учителей иностранного языка. Это способствует формированию личностно-творческого компонента профессионально-педагогической культуры.

·Целостность - социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое. Основными критериями феномена психологической общности группы выступают явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок). Посредством формирования целостности внутри микрогруппы происходит приобщение будущих учителей иностранного языка к общепедагогическим ценностям, формируется аксиологическая основа профессионально-педагогической культуры.

-Организованность. Она проявляется в умелом взаимодействии членов микрогруппы, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность – это также способность малой группы самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности микрогруппы. Опыт организационной деятельности положительно влияет на становление педагогической направленности личности будущих учителей иностранного языка, повышает качество выполнения задания, формирует технологический компонент профессионально-педагогической культуры.

·                    Информированность - хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе; одно из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения, знание членами коллектива друг друга. Информированность достигается посредством развития коммуникабельности, позволяет членам микрогруппы более качественно подготовить задание, избежать неудачи.

-Эффективность понимается как успешность решения микрогруппой всех имеющихся у неё задач. Одним из показателей эффективности является сверхаддитивный эффект - способность микрогруппы как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений. Сверхаддитивный эффект достигается за счет распределения обязанностей среди членов микрогруппы, что позволяет каждому сконцентрироваться на определенном виде деятельности.

·Идентификация индивида со своей группой – осознание членами группы наличия сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других, осознание своей принадлежности к данной группе, своего единства с нею — чувство «мы». Одним из проявлений позитивной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность — тенденция к более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более позитивной оценке ее членов.  Посредством идентификации себя с микрогруппой несколько позднее достигается вхождение будущих учителей иностранного языка в педагогическую профессию.

·Референтность малой группы — значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциями референтной группы являются: сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям). Формирование референтности соответствует формированию аксиологического компонента профессионально-педагогической культуры будущих учителей иностранного языка. Они в процессе групповой работы овладевают идеями и концепциями, знаниями и умениями, которые составляют гуманистическую технологию педагогической деятельности.

Таким образом, психологические особенности микрогруппы способствуют самопознанию и творческой реализации, формированию и развитию педагогической направленности личности будущих учителей иностранного языка,  формированию и  развитию всех компонентов их профессионально-педагогической культуры в процессе групповой внеаудиторной деятельности по предметам языкового цикла.

 

Литература

1.    Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во МГУ, 1991.

2.    Кузовлев В.П., Карташова В.Н. Современные технологии профессиональной подготовки учителя иностранного языка: Учебное пособие. – М.: МГПУ, Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2004. – 164с.

3.    Позняков В.П. Психология малых групп  - www.situation.ru/app/j_art_501.htm

4.    Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г.Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.

Категория: Мои статьи | Добавил: Teachers (22.02.2011)
Просмотров: 742 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz