Современное развитие общества характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы деятельности человека. Информационные процессы становятся доминирующими в экономике, культуре, научных исследованиях, финансовой системе, политике, оборонном комплексе. Образование – не исключение. Всесторонняя информатизация страны является одним из важнейших показателей ее развития.
В связи с такой глобальной информатизацией всех сфер жизни общества в образовательном процессе появляется такое понятие как информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которое способствует интенсивному развитию учебного программного обеспечения, которое позволяет успешно решать многие задачи современной образовательной системы: разнообразие форм представления учебного материала, доступность образования, использование новых технологий и методов образования и многие другие.
Важность и необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения отмечались еще международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс». В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор отметил, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи».
По мнению Селевко Г.К. любая педагогическая технология может быть названа информационной, так как сущность процесса обучения составляет движение и преобразование информации. Когда стали использоваться компьютеры в образовании, появился термин – «новые информационные технологии». Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин – « информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.
Под информационно-коммуникационными технологиями понимаются современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно – компьютерных технологий, Интернет – ресурсов, помогающие реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивающие коммуникативную направленность в образовании, индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.
Информационно – коммуникационные технологии способствуют усилению учебной мотивации изучения иностранного языка и совершенствованию знаний учащихся. Информационно – коммуникационные технологии направлены на интенсификацию процесса обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса.
Применение информационно – коммуникационных технологий при обучении английскому языку возможно использовать для всех видов речевой деятельности: как для формирования навыков аудирования, так и навыков говорения, при обучении лексике и грамматике. Возможно применение информационно – коммуникационных технологий как при введении нового материала, так и при его закреплении, все зависит от выбора информационно-коммуникационной технологии и мастерства учителя.
В данный период времени информационно-коммуникационные технологии поражают своим разнообразием. Это не только презентации и мультимедийные файлы, как полагают многие, но и всевозможные обучающие компьютерные программы, электронные пособия, тестовые программы, тренажеры и Интернет-ресурсы, которые хотелось бы осветить более подробно. К Интернет-ресурсам, применяемым на уроках английского языка, в качестве одной из форм информационно-коммуникационных технологий, можно отнести следующие: • электронная почта; • телеконференции; • видеоконференции; • возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички; • доступ к информационным ресурсам; справочные каталоги; • поисковые системы; • разговор в сети. На уроках иностранного языка можно применять лексические игры, программно-методические комплексы по английскому языку («English Grammatics», «General English», «Next Step», «Профессор Хиггинс», «Typingland», «Travelling» и др.). Особенно эффективны для самостоятельного изучения электронные учебники по иностранному языку, которых в современной сети огромное множество. Также не хотелось бы оставить без внимания и тестовые программы, с помощью которых любой обучающийся может узнать свой уровень усвоения языка и выявить темы, над которыми стоит поработать и которым стоит уделить особое внимание.
Кроме всего вышеперечисленного, необходимо упомянуть об элементарных программах, используемых нами каждый день, это текстовый редактор, редакторы изображения, редактор для создания таблиц и многие другие программы и технологии, которые уже стали неотъемлемой частью в методике преподавания иностранного языка.
Обобщая опыт применения ИКТ на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод: • информационно-коммуникационные технологии ускоряют процесс обучения: • они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету; • улучшают качество усвоения материала; • позволяют индивидуализировать процесс обучения; • дают возможность избежать субъективности оценки. Необходимо также упомянуть, что применение электронных средств на занятии обеспечивает следующее: • экономию времени: • представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде; • воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала; дифференцированный подход к обучению обучающихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала; постоянный оперативный контроль над усвоением материала обучающимися; • вариативность в работе учителя, владеющего современными компьютерными технологиями при создании эффективных систем обучения в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, возраста учащихся, уровня их подготовки, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения. Но принимая во внимание все плюсы применения информационно-коммуникационных технологий, не стоит доходить до фанатизма, ведь нельзя и невозможно заменить преподавателя компьютером. Именно преподаватель умеет правильно систематизировать весь этот огромный поток информации. А обучающийся, попав в этот бурный поток информации, вероятнее всего справиться с ним не сможет. Поэтому ему необходимо четкое и чуткое руководство.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что правильно организованная работа обучающихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, будет содействовать овладению видами речевой деятельности, активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, повышению у детей мотивации к изучению английского языка, но как уже было сказано, не следует забывать о непосредственном общении с учителем! Только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в распоряжении педагога методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.
Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000. – 168 с. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка. /Иностранные языки в школе №8, 2007. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с.
|