Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 19.09.2024, 20:51

English Forever

Меню сайта
Календарь



Articles

Главная » Статьи » Мои статьи

Ненахова Н.А. МЫШЛЕНИЕ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Современные ответы на вопросы, чему учить и как учить иностранным языкам основываются на исследованиях речи и мышления, мышления и коммуникации, коммуникации и речи.

Обучаясь языку, учащиеся по сути дела должны обучиться мышлению на этом языке. Мышление на иностранном языке характеризуется специфическими особенностями и обладает некоторым своеобразием сравнительно с мышлением на родном языке, вследствие чего преподавателям надлежит специально заботиться о формировании несколько иного мышления. Между тем проблема взаимоотношения мышления и речевого общения чрезвычайно сложна.

Мышление представляет собой психическую активность, оно начинается с проблемной ситуации, переходит к задаче и к поиску способа ее решения. Есть простейшие задачи, требующие для своего решения приложения хорошо известного, автоматизированного набора операций. Есть задачи, требующие поиска специального способа решения на базе выработанных знаний, умений, навыков, которыми человек располагает. Обычно мышление человека свернуто, оно использует наглядно-образные, эмоциональные, моторные компоненты.

Тезис о мышлении на иностранном языке предполагает сближение и отождествление мышления и общения. Общаться значит мыслить. Речь и мышление неотделимы друг от друга как процессы.

Атмосфера общения является ведущей чертой современного урока иностранного языка. Успешно обучать какой-то деятельности можно лишь в адекватных условиях, поэтому создание атмосферы общения оказывается насущной необходимостью, когда учитель и ученики становятся речевыми партнёрами: иначе получается, что мы обучаем общению вне общения.      Л. С. Выгодский одним из первых ясно сформулировал понимание речевого акта как процесса движения от мысли к слову, к внешней речи. «Мысль – это путь от смутного желания к опосредованному выражению через значения, вернее, не к выражению, а к совершению мысли в слове».

Речевое действие начинается с мотивации, это соответствует возникновению проблемной ситуации. Второе важное звено порождения речи – это речевая интенция, имея которую говорящий уже знает, что он скажет (по смыслу). Во время внутреннего программирования речевого высказывания говорящий принимает решение о характере дальнейшего высказывания. Далее следует реализация  и сопоставление полученного результата с намеченной целью. Речь – это не просто вербализация, подыскивание словесных ярлычков к мыслительным сущностям; это творческая интеллектуальная деятельность, решение познавательной задачи, действие в проблемной ситуации, которое может осуществляться с опорой на язык. Чем более многосторонней будет психическая деятельность, которую учащийся способен производить с опорой на иностранный язык, тем более свободным и адекватным будет процесс общения на этом языке.

         Задача учителя состоит в том, чтобы придать обучению (как специально организованному процессу) форму общения, ситуативную обусловленность. Умения говорения должны формироваться в условиях учебных коммуникативных ситуаций, моделирующих и имитирующих реальное речевое общение, использующих при этом определенный языковой материал. Учебная ситуация призвана обеспечить потребности учащихся в речевом общении. Упражнения должны содержать как можно больше проблемных вопросов, позволяющих учащимся высказывать противоположные точки зрения, спорить и убеждать. Активное участие в решении проблем повышает интерес к занятию языком, а удовлетворение от
самостоятельно найденного решения является сильным мотивирующим фактором, развивающим умственную деятельность учащихся.

Примечание:  статья в сборнике
«Мир языка и речевая коммуникации. Оптимизация процесса обучения иностранным
языкам» под редакцией Н. В. Акининой, Л. Н. Разинковой, с. 106-108

Категория: Мои статьи | Добавил: Teachers (16.12.2010)
Просмотров: 1585 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz